Курс валют

Внутренний курс компании на 25.07.2017

Курс доллара60.85 р
Курс Евро70.86 р
Другие страны:
Россия

Республика Сербия


Республика Сербия. Купить турРеспублика Сербия




Главные новости

10.05.2016 Внутренняя телефонная связь офисов Москвы и Санкт-Петербурга

Появился дополнительный сервис соединения с менеджерами туроператора "Аэлита" по внутренним номерам. Теперь дозвониться до офиса стало проще!

Еще новости

Ваш менеджер: Ирина Кирюшина
тел.: +7(812) 602-70-75 доб. 132


Описание страны

Сербия — страна приветливых, сердечных людей. Отдых в Сербии может подарить Вам знакомство  с богатой историей страны, посещение  старинных  монастырей, средневековых городов и крепостей. Планируя тур в Сербию, Вы сможете понять, насколько это большой музей природы под открытым небом.

В основе туризма Сербии лежит огромное разнообразие ландшафтов, обилие памятников истории и культуры, оздоровительные курорты, охотничьи и рыболовные угодья. Горы Сербии предоставляют отличные условия для зимнего туризма. Умеренная высота и мягкий климат дают возможность для отдыха в Сербии и зимой, и летом. Местечки Копаоник, Тара, Сара и Фруска Гора, известные красотой пейзажей, объявлены национальными заповедниками. Наиболее развитая инфраструктура для горного туризма находится в Копаонике, расположенном на высоте 2,017 м над уровнем моря. Копаоник представляет собой горный хребет длиной 120 и шириной 50 км. В окрестностях находится много живописных монастырей, которыми так богата Сербия. Известный центр спортивного и рекреационного туризма находится в местечке Златибор. Среди других курортов - Нишка баня, гора Гоч, Дивчибаре, Буяновачка баня, Врнячка баня.

География

Сербия расположена в Центральной Европе на Балканах и Паннонской равнине. Она граничит с Албанией, Македонией, Боснией и Герцеговиной, Болгарией, Хорватией, Венгрией, Черногорией и Румынией. У Сербии нет выхода к морю, однако ее расположение на реке Дунай дает ей удобные пути в Европу и Черное море. Важное значение для судоходства имеет река Тиса. В составе Сербии выделяются два автономных края: Воеводина и Косово.

Время

Московское время опережает местное на 2 часа зимой и на 1 час летом

Климат

Климат Сербии варьируется от континентального на севере с холодной зимой и жарким, влажным летом до Адриатического с сухим и жарким летом и холодными, снежными зимами. Территория Воеводины относится к зоне типичного континентального климата, сюда доходят воздушные массы с севера и запада Европы, которые и определяют климат.

Юг и юго-восток Сербии находятся во власти климата средиземноморья, однако гористая местность материка в целом охлаждает теплые воздушные потоки направляющиеся с юга вглубь страны. Самые суровые зимы в Сербии в Санджаке ( Sand ž ak ) – город находится на плато окруженный со всех сторон горами. Средне годовая температура 10,9 ° C (на высоте 300 метров над уровнем моря). На высоте 600 метров 10,0 ° C и на 1000 метров 6,0 ° C . Средняя температура в Белграде составляет около +17 с мая по сентябрь, в апреле и октябре около +13 и около +7 в марте и ноябре.

За год в Белграде выпадает приблизительно 700 мм осадков. Самые солнечные месяцы - июль и август, в каждом из которых в среднем до 10 солнечных часов в день, а самые темные - декабрь и январь с 2,3 солнечными часами.

Язык

Сербский язык относится к южнославянской подгруппе славянских языков. Это близкий родственник русского языка; многие слова могут быть понятны нам без перевода, хотя поток речи без предварительной подготовки понять уже трудно.

Сербский язык использует два алфавита: кириллицу и латиницу. Пишущие на нем люди свободно владеют и тем, и другим алфавитом. Книги, журналы, газеты выходят и на кириллице, и на латинице. На улицах сербских городов можно увидеть надписи, сделанные как латинскими, так и кириллическими буквами.

Ударение в сербском языке - музыкальное. Это значит, что ударный слог выделяется не только силой произнесения, но и понижением или повышением тона. Ударные слоги могут быть долгими или краткими.

Религия

Большая часть верующих - православные (95%), также проживают большие общины мусульман (5%), католиков (4%) и представителей других конфессий.

Население

Население Сербии составляют в основном сербы. Меньшинства составляют албанцы(в Косове они подавляющее большинство),венгры(в основном в Воеводине),боснийцы,цыгане,хорваты,словаки,болгары,румыны, и другие. Воеводина была частью Австро-Венгрии, а остальная Сербия (в том числе Косово) — в составе Османской империи, поэтому их национальный и религиозный состав отличается. Воеводина — одна из самых многонациональных областей в Европе, более 25 народов живут там. Косово сейчас этнически однородно, более 90 % населения составляют албанцы и лишь 6 % — сербы, однако ещё 50 лет назад албанцы были в меньшинстве.

Электричество

 220 В, 50 Гц. Розетки и штепсели «европейского» типа, с заземлением. В сельских районах часто попадаются разъёмы старого типа — круглые двухштырьковые, без заземления.

Посольство

Посольство Сербии в Москве: ул. Мосфильмовская, 46; тел.: (495) 147-42-21

Код страны: +381

Справочное бюро: 998

Туристическая информация: 987

Полиция: 92

Пожарная охрана: 93

Скорая помощь: 94

Обмен валюты

Официальная валюта Сербии - динар (YUM), равный 100 пара.Курс динара привязан к евро. Обменные пункты работают с понедельника по пятницу с 7:00 до 16:00. Кроме них, поменять валюту можно в отделениях банков. В общественных местах (вокзалы, аэропорты) есть автоматы для обмена валюты, однако стоит помнить, что в Сербии даже в рядом расположенных «обменниках» курс может различаться весьма заметно.

Виза

Для посещения Сербии сроком до 30 дней либо транзитного проезда через территорию страны гражданам России виза не требуется. Срок действия загранпаспорта должен составлять не менее 1 месяца с момента окончания поездки.

Въезд в Косово

Для въезда в Косово виза гражданам РФ и СНГ не требуется. Для въезда на территорию Республики Косово необходимо предъявить действующий загранпаспорт. Штампы о въезде и выезде с территории Косово на наземных переходах не ставят, так как наличие этих штампов расценивается сербскими властями как незаконный переход границы.

В случае въезда на территорию Косово на автомобиле необходимо преобрести автостраховку (продается на всех пограничных переходах). Полисы Green Card, оформленные в странах Европы или Бывшей Югославии на территории Косово не действуют. Стоимость страховки - 50 евро за легковой автомобиль, срок действия - 14 дней.

 Таможенные правила

 Ввоз и вывоз иностранной валюты и ценных бумаг в валюте не ограничен, декларирование не обязательно, однако свободный вывоз иностранной валюты ограничен суммой до 2000 евро (включая и вывозимые динары). Свыше этого разрешено вывозить только то, что ранее было ввезено и задекларировано. Также свободно можно вывозить валюту, снятую с личного счета в сербском банке (потребуется справка банка). Запрещён ввоз и вывоз национальной валюты в количестве, превышающем 120 тыс. динар купюрами номиналом не более 1 тыс. динар.

Лицам в возрасте старше 16 лет можно беспошлинно ввозить в Сербию и Черногорию личные вещи (на себе или в багаже), а также до 1 л вина и крепких алкогольных напитков, до 200 шт сигарет или 50 сигар, или 250 г табака, до 250 мл одеколона или 100 мл духов, лекарства и медицинскую технику для личного употребления, научную и художественную литературу, и автомобильное топливо (только в баке автомобиля).

Запрещен ввоз наркотиков, ядов, психотропных и взрывчатых веществ, золота в необработанном виде и в монетах, оружия (разрешен ввоз только охотничьего оружия по заявкам Ассоциации Охотников Сербии) и амуниции, а также пестицидов. Вывоз предметов культурной, исторической и художественной ценности разрешен только с разрешения Министерства внешних экономических связей Сербии.

С пассажиров вылетающих из аэропортов Сербии и Черногории, взимается сбор в размере YUM650 (обычно включен в стоимость билета). С пассажиров, вылетающих международным рейсами из аэропорта Белграда, взимается так называемый 'Налог безопасности' в размере YUM150 (обычно также включается в стоимость билета).

 Праздничные и нерабочие дни

 1 января - Новый Год

День св. Игнатия Богоносца - Куриное Рождество

5 января - Туциндан за два дня до Рождества отмечается праздник - «Туциндан» («Тучин день» или «Тучный день»)

6 января - Рождественский сочельник (Баднидан, Бадняк)

7 января - Рождество Христово

13 января - Старый новый год

19 января - Крещение Господне (Святое Богоявление)

27 февраля - Савиндан (День Святого Саввы, День духовности, День школы)

15 февраля - День государственности Сербии (День первого сербского восстания)

22 марта - День сорока мучеников Севастийских

27 марта - День государственного переворота 1941 г.

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

19 апреля - Пасха (для 2009г)

1 мая - Праздник труда (День труда)

4 мая - Биляни петак. (Биляни петак - пятница перед Днём св. Георгия. В этот день женщины собирают лечебные травы на год вперёд. Обычно старшие показывают более молодым, какие травы и где взять. Часто при этом женщин поют. Также до этого дня не рекомендуется брать в руки и заносить кур в дом, иначе они будут плохо нестись.)

6 мая - День великомученика Георгия Победоносца

8 мая - День святого апостола и евангелиста Марка (Марковдан)

9 мая - День Победы

14 мая - День святого пророка Иеремии

28 июня - Видовдан (День святого великомученика Царя Лазаря и всех мучеников сербских)

4 июля - День партизана

7 июля - День восстания

13 июля - День международного признания Сербии

2 августа - Ильин день

20 октября - День освобождения Белграда

29 октября - День принятия Конституции Сербии

29 ноября - День республики

 Транспорт

 Такси — очень удобное и недорогое средство передвижения в любом городе Сербии. Другое дело, что многие местные таксисты имеют обыкновение обманывать туристов, пользуясь их незнанием местности — так что последним имеет прямой смысл всегда иметь при себе карту города и хотя бы примерно представлять расстояние и путь следования к пункту назначения. Такси, заказанное по телефону, обойдется на 10-20% дешевле, чем пойманное на улице случайное авто.

Общественный транспорт в городах по большей части — старые машины не в самом лучшем состоянии. Талоны на проезд продаются в любом газетном киоске — их нужно компостировать, войдя в транспорт. Либо оплатить проезд в трамвае или автобусе напрямую водителю, но тогда стоимость проезда вырастет почти в два раза.

Чтобы взять в Сербии машину напрокат, ничего сверхъестественного не потребуется: только права международного образца, залог и возраст не менее 21 года.

Туристические информационные табло и дорожные указатели на сербских дорогах обычно отсутствуют, а имеющиеся знаки часто заклеены рекламными объявлениями до полной неудобочитаемости. Манера вождения автомобиля местными жителями достаточно своеобразна и требует определённого привыкания.

За пользование двумя автострадами здесь берут налог: около 7 EUR за отрезок от венгерской границы до Белграда и 35 EUR — от Белграда до болгарской границы. При этом сумма взимается на выезде с автострады, а не на въезде. Все остальные дороги бесплатные и зачастую находятся не в лучшем состоянии.

 Чаевые

 «Стандартный размер» чаевых в ресторанах и такси — до 10% от суммы счёта.

 Магазины

 Магазины обычно работают с 9.00 до 20.00-21.00 с обеденным перерывом (с 12.00-13.00 до 16.00-17.00 в зависимости от заведения). Крупные универмаги часто работают с 6.00-7.00 до 21.00, в курортных районах и крупных городах встречаются и "круглосуточные" магазины. Многочисленные частные торговые точки работают по собственному графику, а часто и вовсе без оного.

 Национальная кухня

 Как и везде на Балканах, местная кухня сформировалась в результате смешения настолько разных кулинарных традиций, что превратилась в достаточно самобытное явление. Очень большое разнообразие блюд обусловлено влиянием славянских, венгерских, немецких, турецких и средиземноморских традиций.

Мясо такое, мясо сякое

Центральные районы Сербии славятся простыми, но очень вкусными блюдами из овощей, мяса и специй. Мясные блюда готовят, в основном, из баранины и свинины, при этом характерной чертой является повсеместное использование особым образом сквашенного и подсоленного молока "каймак" (подается и отдельно, как холодная закуска). К традиционным местным блюдам относятся отбивные с начинкой из специй "вешалица", знаменитые колбаски из рубленого мяса "чевапчичи", жареное на вертеле мясо "печенье", небольшие шашлыки из свинины и телятины "ражньичи", тушеное с рисом и овощами мясо "джувеч", жареное в казане мясо ягненка "ягнетина испод сача" (бывает также "телетина" и "еретина" - козлятина), жареное ассорти из свиной котлеты, печени, колбасок и тефтелей с луком "мешано месо", курицу в горчичном соусе или в каймаке, а также тушеную с луком, салатом и йогуртом ягнятину "капама", вяленую баранину "кастрадина", жареное на гриле мясо "гайдук", очень тонкий стейк, обжаренный в сухарях - "караджорджевый шницель", жареная на углях огромная котлета из крупно порубленного мяса "плескавица", запеченная с яйцами и овощами баранина, тушеное мясо "охотничий котел", знаменитые вяленые окорока "пршут" и десятки других мясных блюд. К мясу обязательно подадут всевозможные овощи, зелень и кукурузный хлеб "проя".

Сыр и хлеб

 Характерной чертой является широкое использование сыра - "качкавали", "качамак", "златибор", "липский" и "сенички", а также местная брынза из коровьего и овечьего молока, начинают практически любую трапезу. Также много потребляется и хлеба - как и у большинства других славянских народов, он служит символом урожая и достатка, поэтому на столе всегда находится белый хлеб "погача" и специальное блюдо из хлеба, молока и сыра "попара".

Овощи круглосуточно

Особая статья - овощи. Их здесь всегда подают на стол, независимо от того, завтрак это или ужин, в виде самостоятельных блюд или просто как "зеленую закуску". Местные салаты в большинстве своем представляют собой весьма крупно порубленные овощи, заправленные оливковым маслом, но часто встречаются и весьма сложные "композиции" из томатов, перца, лука и многочисленных сортов зелени типа "српска салата". Особенно хороши голубцы "сарма", "пасуль" (фасоль) во всех видах, фаршированный перец, баклажаны и помидоры с прослойками мяса "мусака", маринованный перец с пряностями, фаршированная мясом и рисом тыква "пуньена тиквица", фаршированная капуста-кольраби, овощные клецки, гуляш из фасоли по-сербски, фаршированные копченой рыбой помидоры, многочисленные овощные супы, "яхния" из кабачков, жареные с луком и перцем баклажаны и десятки других вкуснейших блюд.

Пирожки, пироги, печеньица

  Хороши местные изделия из муки и десерты "слаткиши" - знаменитый пирог с творожной начинкой "гибаница", простой слоеный пирог с сыром или мясом "бурек", "пита" из тонкого теста со всевозможными начинками, картофельный бурек "кромпируша", различные макаронные изделия со всевозможными соусами и наполнителями (совсем по-итальянски), пончики "приганица", пирожки с сыром, большие блины с различными начинками "палачинке", пирог с сыром и зеленью "зеляница", "слатко" (варенье), запеченные в сыре орехи и сливы "штрукли" (не путать со словацкими или немецкими штруклями, являющими собой совсем другое блюдо), турецкий "лукум", сваренные в меду орехи "альва", разнообразные рулеты с вареньем и овощами, печенья всех сортов, ореховые палочки и прочее.

Питье и запивание

Вся еда в Сербии запивается неимоверным количеством черного кофе, который здесь потребляется в огромных количествах. Также популярен чай с травами, мед и различные муссы и соки. Местные вина хотя и не очень известны на международных рынках, но заслуживают пристального внимания. Визитной карточкой местного виноделия считается терпкий "Вранац" (Vranac - "вороной"), которого насчитываются десятки разновидностей. Также хороши вина "Жупско", "Прокупац", "Смедеревка", "Рислинг" и другие. Белые вина вырабатываются по международным стандартам, поэтому известны как "Мерло", "Совиньон" и др. Из местных белых вин популярны "Лутомер", "Траминер", "Подгоричко биело", "Крстач", "Долянско" и "Крмничко".  Исключительны по вкусу "шливовица" (сливовая ракия, наиболее известна сербская "Жута оса" - "желтая оса"), "Дуня" - ракия из айвы, можжевеловая настойка "Траварица", крепчайшая водка "Препеченица" и "Шумадийский чай", представляющий собой горячую ракию. Виноградное бренди ("вшяк") имеет своеобразный вкус, такими же непривычными по вкусу могут показаться крепкие напитки домашней выработки, представляющие собой продукты первичной перегонки крепостью до 48 "градусов" и выше. Очень популярно и крепкое местное пиво "Никшичко" (производится в трех вариантах - просто "Никшичко", "Ник" и "Ник-Голд").

 Достопримечательности

 Столица Сербии Белград (Београд) - город особый.Сердце города - лежащая у слияния Савы и Дуная средневековая крепость Калемегдан из белого камня - одна из старейших крепостей Европы (XII-XVII вв., сейчас здесь находится Военный музей). Большинство построек на территории крепости, в том числе средневековые ворота, православные церкви, мусульманские могилы и турецкие бани, датированы XVII веком. Перед входом в крепость находится Памятник благодарности Франции (1930 г), а вокруг оборонительных сооружений раскинулся прекрасный парк, на территории которого представлена практически вся флора европейского материка, а также сохранились остатки австрийской крепости.

Рядом с крепостью расположен Стари-Град - самая старая часть Белграда. Сейчас среди его извилистых улочек сосредоточено большинство музеев столицы, здесь расположены самые дорогие рестораны и тщательно отреставрированные ещё во времена Югославии дворцы. Стоит посетить старый квартал Скадарлие, парк Ада-Сиганлия, Национальный музей (1844 г) на площади Республики с обширной археологической коллекцией и собранием живописи, дом князя Милоша (1831 г), Старый дворец (1882 г), Этнографический музей на площади Студентски-Трг с собранием сербских костюмов и народного искусства, храм Св. Саввы (XIX в), мечеть Байракли-Джамия (1690 г), Галерею фресок, дворец княгини Любицы (1831 г) в балканском стиле с большой коллекцией мебели XIX века, Музей современного искусства (1965 г), осмотреть остатки римских, средневековых сербских и турецких укреплений, мечети XVI-XVII вв. и многочисленные колоритные дома XVIII-XIX вв.

Новый город рос южнее белградской крепости, его светлые и просторные кварталы построены по последнему слову архитектуры, со множеством парков, аллей и бульваров, обрамленных современными зданиями. Здесь интересны здания Народной скупщины (1937 г), комплекс сооружения промышленной ярмарки (1950-57 гг.), православная церковь Св. Марка (1932-1939 гг.), Союзное исполнительное Вече (1958 г), Музей революции (один из последних в Восточной Европе), здание Скупщины (Парламент, 1907-1932 гг.), небольшая русская православная церковь, бывшая резиденция и могила маршала Тито, спортивный центр "25 мая" (1973 г), Центр конгрессов "Сава" (1977 г) и множество домов в псевдосталинском стиле.

Недалеко от Белграда, в Смедерево, находится самая большая равнинная крепость в Европе - крепость Бранковича (XV в), занимающая территорию в 11 гектар и окруженная целым комплексом сооружений "Малого" и "Большого" городов. В Крагуеваце расположен прекрасный собор в византийском стиле. Можно посетить уникальные средневековые монастыри Жича и Милешева, а Студеница и Сопочаны даже находятся под защитой ЮНЕСКО. Южнее столицы, близ небольшого городка Приеполье, находится один из самых известных и древних сербских монастырей - Милешево (1218-1219 гг.), основанная племянником Св. Саввы Сербского - королевичем Владиславом. Именно сюда в 1237 году были перенесены из Тырнова мощи Св. Саввы, здесь же находиться всемирно известная фреска "Белый Ангел на гробе Господнем". В настоящее время в монастыре находится резиденция епископа Милешевского.

Город Ниш исторически является перекрестком между востоком и западом Европы, между культурами Малой Азии и Европой с одной стороны, и между славянским миром и исламом - с другой. Главные достопримечательности Ниша - его многочисленные культовые сооружения, которые в изобилии разбросаны по городу и его окрестностям. Средоточием православия всегда считались нишские монастыри Св. Богородицы (1644-1883 г, звонница - 1880 г), монастырь и церковь Хиландарски метох (XVI в), а также входящий в монастырский комплекс храм Св. Саввы (1987 г), Св. Параскевы Иверской (Св. Петке Иверице, XIV-XVI вв., современное здание построено в 1898 г), монастырь Св. Георгия (вторая половина XV в) в живописной долине у села Каменице, монастырь Божьей Матери (1575-1880 гг.) в ущелье Сичевачка-Клисура, монастырь Габровац с храмом Святой Троицы (1833 г, восстановлен в 1873 г) и мемориалом памяти погибшим в освободительных войнах 1912-1918 гг., а также монастырь Св. Иона (предположительно XVI в) у Кражковаца.

Городские церкви также несут отпечаток прошедших эпох. К наиболее известным из них относятся соборный храм Сошествия Святого Духа (1856-1872 гг.), церковь Св. Николая (Св. Николе, построена в 1722 г на месте легенлдарного Свято-Прокопиевского храма XI в, перестроена в 1737 г) и часовня Преображенья (1907 г), скромная церковь Св. Параскевы (Св. Петке, XIV-XVI вв.) у Доньи-Матежевац, церковь Св. Пантелеймона (1878 г) на фундаменте храмов IV-XI веков, церковь Св. Николая (1838 г) в Манастире, Св. Илии у Нишка-Баня, Св. Параскевы (1925 г) и византийская базилика в Курлине, руины церкви Св. Илии (предположительно IX в) у деревни Батусинац, средневековая крепость Зеленик и монастырская церковь Св. Николая (1654 г, современное здание церкви построено в начале XX столетия), церковь Успения Пресвятой Богородицы (1839 г) в Мильковаце, церковь Св. Николая (1831 г, восстановлена в 1933 г) в Каменице, церковь Св. Архангелов Михаила и Гавриила (XIV-XV вв., восстановлена в 1839 г), а также скромная церковь Св. Йована (предположительно XIV в) в деревне Орляне.

К более поздним памятникам архитектуры относятся здания Бановина (1887 г) и Градска-Купа (1926-1927 гг.) в стиле позднего неоклассицизма, городская Скупщина (Дом собраний, 1939 г), Пастеров завод (памятник Л. Пастеру, 1900 г), городская библиотека (XIX в), здание Народного Позориште (1938-1939 гг. по проекту архитектора В. Татаринова), здание Радиоцентра Ниша (1900 г, в 1914-1915 гг. служила резиденцией короля Петра I), монументальное здание Главпочтамта (начало XX в), Гимназия (1912-1914 гг.), "Вождова школа" и здание Општинского суда с часовой башней.

Неподалеку от города Чачак, в красивом ущелье реки Моравы, находится "сербский Афон" - монастырский комплекс, чаще всего называемый Троицким. Здесь, на небольшой территории, на живописном склоне горы Овчар, расположены Введенский, Вознесенский, Преображенский, Сретенский и Свято-Троицкий монастыри, а на другом берегу Моравы, под горой Каблар – монастыри Благовещенский, Никольский (Николье) и Иоанно-Предтеченский (Йованя), а также три церкви – Ильинская, Успенская и Саввинская (все сооружения относятся к периоду XIV-XVI вв.).

Нови-Сад

Столица Воеводины Нови-Сад  интересна крепостью Петроварадин (1699-1780 гг., сейчас здесь расположены гостиница, ресторан и два музея) и музеями Революции, Живописи и Археологии. Также заслуживают внимания церковь Великомученика Святого Георгия (Дьёрдя, 1848-1849 гг.), Успенская церковь (1776 г), Николаевская церковь (1730 г), кальвинистская церковь (1808-1863 гг.) на улице Сафарикова, словацкая евангелистская церковь (1886 г) на перекрестке улиц Масарикова и Йована-Суботица, католическая церковь Святого Рока (1801 г), Ваведеньска (Петропавловская) церковь в комплексе Военного госпиталя Петроварадин (1922 г), францисканский монастырь Св. Ивана Капистрана (1938-1942 гг.), католический собор Св. Марии (1893-1895 гг.) с башней высотой 76 м, Алмасская церковь (собор Трех Епископов, конец XVIII в), Синагога (1909 г), методистская церковь (1911 г), католическая церковь Св. Петра и Павла (1780-1820 гг.), католическая церковь Св. Елизаветы (1930 г), церковь Св. Юрия (1701-1714 гг.) и храм Св. Антуна (1938 г) у Белградских ворот крепости Петроварадин.

Богатое культурное наследие города сохраняют многочисленные музеи, среди которых наиболее интересны Музей Воеводины и этнический комплекс Брвнара, Городской музей Нови-Сад в крепости и его коллекция зарубежного искусства, Институт защиты культурного наследия Воеводины на бульваре М. Пупина, Театральный музей Воеводины на улице короля Александра, Музей современного искусства, Сербский институт защиты природы на улице Радничка, Культурный музей Живановичей и Сельскохозяйственный музей в Кульпине.

Суботица (впервые упоминается в летописях 1392 г) - самый северный город Сербии, второй по величине город Воеводины и самый большой мадьяроязычный город в стране.

Здесь интересны старая Ратуша (1910 г) с интересным Историческим музеем, Городской музей, Художественная галерея в Парке Ленина, Епископат Суботицы на улице Харамбасичева, готический собор Св. Георгия, комплекс Градска-Куча (Городской зал, 1908-1912 гг.), "дворец Рейхля" и другие здания, построенные архитектором Ференцем Рейхлем в традиционном венгерском стиле в конце девятнадцатого столетия, францисканский монастырь со старейшей католической церковью в стране (датируется 1640 годом) на площади Кара-Йована, Народно-Казалисте (Национальный театр, 1749 г - старейший театр в стране), Синагога, а также озерная зона отдыха Палич (8 км к востоку от Суботицы) с зоопарком, красивым озером, спортивными площадками, ресторанами и парком. Городок Бач знаменит своей средневековой крепостью (самой старой в Воеводине), а также построенной ещё крестоносцами надвратной башней (1169 г).

 Курорты

 Сербия является одной из редких стран Европы и мира, в которой имеют место все лечебные факторы: вода, грязи, газ и воздух. Такое богатство и более 1.000 лечебных минеральных источников сделали из Сербии оазис здоровья в Европе. Многие горы в Сербии славятся как климатические центры, а самые важные: Златибор, Златар, Дивчибар.

Поездка на бальнеологические и климатические курорты Сербии поможет вам укрепить свое здоровье, снять стресс, повысить иммунитет. Первые курорты строили здесь еще римляне 2000 лет назад, о чем свидетельствуют остатки римских бань. Сегодня в Сербии насчитывается 22 курорта. Наличие богатых источников термоминеральных и минеральных вод, благоприятный климат, превратили Сербию в оазис здоровья. В вашем распоряжении медицинские центры, оснащенные специальным оборудованием для профилактики и лечения заболеваний и специалисты разных медицинских профилей высшего уровня квалификации.

Самый популярный горный курорт страны - Копаоник, лежит на высоте 1770 м над уровнем моря в 290 км южнее Белграда, в отрогах одноименного горного массива, самого большого в стране. В пределах курорта находится самая высокая гора региона - Панчич (2017 м), а неподалеку - одноименный Национальный парк, занимающий площадь свыше 11,8 тысяч га.

Здесь уникальный микроклимат (до 260 солнечных дней в году), великолепные пейзажи, прекрасные леса, чистый горный воздух и множество целебных источников: Йошаничка-Баня, Куршумлийска-Баня и другие. Устойчивый снежный покров держится с ноября по начало мая (средняя толщина снега с декабря по март составляет в среднем 1,2 м). В распоряжении лыжников развитая инфраструктура отдыха и обширная система горных спусков разной категории сложности. Общая длина горнолыжных трасс здесь составляет около 70 км (12 - легких, 5 - средней сложности, 2 - трудных, новые трассы появляются практически каждый год), действуют 21 подъемник плюс 4 подъемника для детей, 20-километровая трасса для равнинных лыж, работает горнолыжная школа, бассейны и другие спортивные сооружения, проводится фестиваль "Коп-Фест" и прочие увеселительные мероприятия... То есть созданы все условия для активного отдыха в любое время года.

 История Сербии

История Сербии отсчитывает своё начало с VI века, с момента заселения древними славянами западной части Балканского полуострова. В VIII—IX веках возникли первые протогосударственные образования сербов.IX-XI век територия современная Сербия находится в Первое Болгарское царство. После установления в конце XII века династии Неманичей Сербское государство освободилось из-под власти Византии и к середине XIV века развилось в крупную державу, охватывавшую почти всю юго-западную часть Балкан. Расцвет средневековой Сербии пришёлся на время правления царя Стефана Душана (1331—1355). Однако после его смерти государство распалось. В 1389 году войска сербских князей потерпели поражение от турецкой армии в битве на Косовом поле, что привело к признанию Сербией сюзеренитета Османской империи. Окончательно Сербия была завоёвана турками в 1459 году. На протяжении последующих 350 лет сербские земли находились под властью Османской империи, а северные районы с конца XVII века входили в состав Австрийской Империи.

Сербское княжество образовалось в результате Первого сербского восстания в 1804—1813 гг. против османского владычества. Своим верховным вождём восставшие избрали Георгия Петровича по прозвищу Карагеоргий, служившего раньше в австрийской армии унтер-офицером. В 1811 году на скупщине в Белграде Карагеоргий был провозглашён наследственным правителем Сербии. Но в 1813 году восстание было подавлено, Карагеоргий бежал в Австрию. В 1815 году началось Второе сербское восстание, возглавил которое участник Первого восстания Милош Обренович. Оно было успешным, но только через пятнадцать лет султан официально признал Милоша Обреновича правителем Сербии. В 1817 году вернувшегося в Сербию Карагеоргия по приказу Милоша Обреновича убили. По условиям Берлинского мира 1878 года Сербия получила независимость, а в 1882 году была провозглашена королевством. К началу XX века в Сербии сложилась парламентская монархия, начался быстрый подъём экономики и культуры. Две крестьянские по происхождению династии — Карагеоргиевичей и Обреновичей — сменяли друг друга на престоле в Сербии до 1903 года. В 1903 году король Александр Обренович и его супруга Драга были убиты в результате дворцового переворота. В результате Балканских войн 1912—1913 гг. в состав Сербии были включены территории Косова, Македонии и значительная часть Санджака. В Первой мировой войне Сербия выступала на стороне стран Антанты. В ходе войны Сербия потеряла, по некоторым оценкам, до трети населения. После завершения войны Сербия стала ядром Королевства сербов, хорватов и словенцев (c 1929 г. — Югославия). В период Второй мировой войны территория Сербии с апреля 1941 года была оккупирована войсками гитлеровской Германии, часть территории государства передана сателлитам Германии — Венгрии и Болгарии, а также Албании. В 1944—1945 гг. Сербия была освобождена Советской Армией, партизанскими и регулярными отрядами Народно-освободительной армии Югославии.

В 1945 году была провозглашена Федеративная народная республика Югославия (с 1963 г. — Социалистическая федеративная республика Югославия), в составе которой была образована Народная республика Сербия (с 1963 г. — Социалистическая республика Сербия). В ноябре 1945 года скупщина Югославии лишила династию Карагеоргиевичей прав власти. После смерти бессменного лидера Югославии Иосипа Броза Тито рост межэтнического противостояния, сепаратистские выступления, поддержанные извне, привели в начале 1990-х гг к серии гражданских войн и распаду Югославии. Длительный период пребывания у власти в Сербии социалистов во главе со Слободаном Милошевичем завершился в 2000 году после бомбардировок в марте-июне 1999 г. сербских городов авиацией НАТО и ввода в Косово миротворческих сил ООН. В 2006 году, после проведенного в Черногории референдума, прекратил существование государственный союз Сербии и Черногории, республика Сербия потеряла выход к морю.

Православие в Сербии

По сообщению Константина Багрянородного, первое массовое крещение сербов произошло при византийском императоре Ираклии (610-641 гг). Дальнейшее распространение христианство восточного обряда получило среди сербов в IX веке, когда в 869 г. по просьбе князя Мунтимира византийский император Василий Македонянин послал к ним греческих священников. Окончательному утверждению христианства у сербов во многом способствовала деятельность свв. Кирилла и Мефодия. Влияние миссии просветителей славян особенно усилилось, когда их ученики, среди которых были свв. Климент и Наум, переселились из Моравии в Охридский край (Македония). Со времени свв. Кирилла и Мефодия в сербских землях получили широкое хождение сочинения византийских авторов, переведенные на славянский язык. В первую очередь это была различная агиографическая литература.

 Величайшей фигурой в истории Сербской Церкви и всего народа по праву можно назвать свт. Савву, первого Архиепископа Сербского. Растко, так звали в миру будущего святителя, был самым младшим из cыновей великого жупана Стефана Немани. Он родился около 1175 г. и с ранних лет проявлял особое стремление к молитвенному подвигу. В возрасте 17 лет, он тайно ушел из дома на Афон вместе с одним русским монахом. На Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников.

В 1196 г. отец будущего сербского святителя отказался от престола в пользу своего среднего сына Стефана. Вскоре после этого он принял монашеский постриг с именем Симеона в Студенецкой обители. На следующий год монах Симеон перебрался к сыну на Афон и жил с ним в одной кельи до своей блаженной кончины.Святой горе он сначала подвизался в русском монастыре вмч. Пантелеимона, где принял монашеский постриг c именем Савва, а затем продолжил свои подвиги в греческом монастыре Ватопеде. Своим смирением и строгой жизнью молодой монах превосходил многих афонских подвижников.

По настоянию братии Савва со временем принял на себя управление Хиландарской обителью, которая восстанавливалась щедротами его отца. Вскоре в Сербии начались нестроения. Брат Саввы Стефан обратился к нему с просьбой о помощи. В это время их старший брат Вукан при помощи венгров захватил часть сербских земель и объявил себя королем. Для достижения своих тщеславных целей Вукан подчинился папе, и в его владениях были приняты некоторые правила Римской Церкви. Cв. Савва по просьбе своего брата перенес мощи их отца – св. Симеона Мироточивого - в Студенецкую обитель и сам остался в ней. Затем он отправился с проповедью по всей стране, примирил братьев, и в сербских землях воцарился мир.

В 1219 г. св. Савва исходатайствовал у греческого императора и Константинопольского Патриарха для Сербской Церкви право иметь своего автокефального архиепископа. Константинопольский Патриарх Мануил рукоположил св. Савву в сан архиепископа и признал самостоятельную Сербскую архиепископию. По возращении на родину святитель занялся устроением своей Церкви. Он основал восемь новых епархий, епископами в которых поставил своих учеников – подвижниковХиландара и Студеницы. В разные концы сербских земель посылались священники с поручением проповедовать и совершать церковные таинства. В жизнь сербских монастырей вводились традиции и уставы Афонской горы, монастырей Малой Азии и Палестины.

После завершения строительства Жичского монастыря, в него была перенесена архиепископская резиденция. В Жиче собирались поместные соборы Сербской церкви, в которых принимали участие все епископы, игумены и многие священники. Св. Cаввой был основан знаменитый Печьский монастырь, в XIV в. ставший столицей Сербских патриархов. Огромную роль сыграл св.Савва и в укреплении сербской государственности. В 1221 г. в Жиче на праздник Вознесения Господня свт. Савва короновал своего брата Стефана королевским венцом. Первый сербский король отныне подписывался как Стефан Первовенчанный. Во время этого события Савва произнес свою знаменитую известную Жичскую беседу о православной вере.

Уже будучи архиепископом Савва дважды посещал Святую Землю – в 1229 и 1234 гг. В свое первое путешествие в 1229 г. он приобрел на нужды сербских монахов и богомольцев монастыри св.Георгия в Аконе и св.Иоанна Богослова на горе Сион. Перед свои вторым путешествием он передал правление Сербской Церковью своему ученику Арсению Сремцу. Весной 1234 г. он отправился на Святую землю. Возвращаясь из своего паломничества 14/27 января 1236 г. великий сербский святитель отошел ко Господу в болгарском городе Трнове. В 1237 г. его племянник краль Владислав перенес тело святого в монастырь Милешево.

Преемники святого Саввы активно продолжали его дело,имея всегда перед глазами его образ и заветы, они говорили и писали, что сидят на его престоле. Из-за слабой защищенности Жичи пребывать в ней было небезопасно, особенно после нашествия татар (1242), а позднее - болгар и куманов (1253). Поэтому свт. Арсений Сремец перенес кафедру Архиепископии из Жичи в Печ, где среди живописных окрестностей, у самого входа в Руговское ущелье построил церковь во имя свв. Апостолов. Архиепископы, в зависимости от обстоятельств, пребывали то в Печи, то снова в Жиче. Такое перемещение продолжалось до конца XIII века, когда резиденция Сербских архиепископов не была окончательно перенесена в Печ.

Почти все Сербские архиепископы были воспитанниками Хиландара, ставшего первой высшей сербской школой, дававшей знания, какие только могла дать византийская культура того времени. Среди них было немало талантливых церковных писателей. Особо следует отметить святителей Никодима (1317-1324), написавшего второй Типик, и Даниила II (1324- 1337), перу которого принадлежит «Жизнь кралей и архиепископов Сербских».

После порабощения в XIV в. сербских земель турками Печьские патриархи служили объединяющим началом для сербов. Нередко именно патриархи обращались к христиански правителям Европы с призывом поднять оружие на завоевателей.

С распадом единого Сербского государства на землях, некогда входивших в его состав, жизнь Православной Церкви имела свои региональные своеобразия.

Черногорское княжество до второй половины XIV в. входило в состав сербского государства, но после смерти Стефана Душана Зета отпала от Сербии. В 1485 г. князь Иван Черноевич перенес кафедру митрополита Зетского в главный город своего владения Цетинье. Несмотря на постоянные военные экспедиции, турки так и не смогли полностью завоевать Черногорию. В конце XVII в., черногорцы выбрали своим правителем и митрополитом Даниила Петровича Негоша и под его предводительством одержали ряд славных побед над турками. С этого времени Черногорские митрополиты управляли страной, соединяя в своем лице гражданскую и духовную власть. Так продолжалось вплоть до 1857 года.

Православные сербы издавна проживали в землях вошедших в последствии в Австро-Венгерские владения. Многие сербы бежали в Австро-Венгрию, спасаясь от преследований турок. Переселенцы основывали новые православные епархии, которые находились в зависимости от Печьской патриархии. С переселением в 1690 г. в Австрийские владения Печского патриарха Арсения (Черноевича) с большим количеством сербов была основана самостоятельная сербская митрополия. Первым митрополитом стал Арсений (Черноевич). Митрополичья кафедра прибывала в разных местах, а в 30-х гг. XVIII в. обосновалась в Сремских Карловцах. В 1848 г. сербы с согласия австрийского правительства провозгласили своего митрополита патриархом, но впоследствии им было отказано в этом титуле. Избрание митрополита и обсуждение важных церковных и народных дел принадлежало церковно-народному собору, состоявшему из депутатов от духовенства и народа. Собор собирался раз в три года с разрешения правительства. Имелись отдельные епархии.

Сербы Далмации долгое время находились под властью Венецианской республики. Православные не получали права иметь своего епископа и обращались по всем церковным вопросам к сербским епископам из Сербии и Боснии и Герцеговины. Только после того как Далмация перешла во владение французов, здесь в 1810 г была открыта православная епископская кафедра. В 1815 г. по решению Венского конгресса Далмация перешла под власть Австрии,и далматинская епархия была подчинена Карловацкому митрополиту. Епископская кафедра первоначально находилась в Шибенике, а с 1841г. переместилась в Задар. В 1871г. была открыта еще одна кафедра в Которе. В Задаре находилась духовная семинария. Одним из епископов Задарских был магистр Киевcкой духовной академии Никодим Милаш, чей капитальный труд «Курс православно-церковного права» имеется в русском переводе. В 1873 г. обе кафедры были подчинены Буковинскому митрополиту.

За время Первой мировой войны СПЦ потеряла около трети своего духовенства. В общей сложности погибло и умерло свыше 1000 священнослужителей. После окончания войны было образовано Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев, в границах которого оказались все части Сербской Церкви. Вне границ нового государства (с 1929 года – королевство Югославия) остались только три епархиальных центра: Темишоар (Румыния), Будапешт (Венгрия) и Задар (захваченный Италией), а также Скадар с окрестностями (Албания) и сербские церковные общины в Вене, Триесте, Риеке, Америке и Канаде.

Представители всех частей Сербской Церкви выразили желание объединиться. Для объединения было необходимо решить вопрос о юрисдикции Далматинской и Боко-Которской епархий, принадлежавших к Буковинско-Далматинской митрополии и сербских епархий в Боснии и Герцеговины, Южной и Старой Сербии, подчинявшихся Константинопольской Патриархии. Работой по объединению занимался специальный комитет носивший название «Центральный Архиерейский собор объединения Сербской Церкви». Председателем этого комитета стал митрополит Черногорско-Приморский Митрофан Бан.

Переговоры с митрополитом Буковинско-Далматинским Владимиром Рептой по поводу статуса Далматинской и Боко-Каторской епархий проходили тяжело, но все же после принятия соответствующих документов 20 декабря 1919 года они были присоединены к Карловацкой митрополии. 18 марта 1920 года успешно закончились переговоры с Константинопольской Патриархией. Королевским указом от 17 июня 1920 года регент Александр Карагеоргиевич объявил о решении епископов Сербской Православной Церкви об объединении. На день Собора сербских святых 12 сентября 1920 года в Сремских Карловцах состоялось торжественное провозглашение объединения и восстановления Сербской Патриархии. В состав восстановленной Патриархии вошли следующие епархии: Белградская, Банялукско-Бихачская, Бачская, Битольская, Бококоторско-Дубровницкая, Будимская, Велешско-Дебарская, Вршачская, Горнокарловацкая, Дабро-Боснийская, Далматинско-Истрийская, Дорянская, Жичская, Захолмско-Рашская, Захолмско-Грецеговинская, Зворницко-Тузланская, Злетовско-Струмичская, Нишская, Охридская, Пакрачская, Печская, Рашко-Призренская, Скоплянская, Сремско-Карловацкая, Шабачская,Темишоарская, Тимокская и Черногорско-Приморская.

28 сентября 1920 года Архиерейский Собор избрал первым Сербским Патриархом архиепископа Белградского и митрополита Сербского Димитрия Павловича, но первоначально правительство не признало это избрание, так как государством еще не было принято соответствующих законодательных актов. 23 октября 1920 года правительство приняло «Распоряжение о избрании первого патриарха объединенной Сербской Православной Церкви», согласно которому патриарх должен был избираться специальным Избирательным собором из трех кандидатур, предложенных в свою очередь Священным Архиерейским Собором. В тот же день было обнародовано и временное «Распоряжение о Сербской Патриархии». После принятия этих документов 12 ноября 1920 года митрополит Димитрий вновь был избран первым Сербским Патриархом со времени упразднения Печской Патриархии в 1766 году. Избрание предстоятеля подтвердил король Александр. Торжественное настолонование прошло в кафедральном соборе Белграда, а возведение на трон Печских патриархов состоялось в 1924 году. По этому случаю, король Александр передал патриарху драгоценную панагию, которая впоследствии переходила от одного предстоятеля к другому.

Приемником патриарха Димитрия стал избранный в 1930 году Сараевский митрополит Варнава, в свое время живший и учившийся в России. При нем в Белграде было воздвигнуто новое здание патриархии. После смерти патриарха Варнавы новым предстоятелем Сербской Церкви стал митрополит Черногорский Гавриил. Местом пребывания Сербских патриархов были Белград и Сремские Карловцы. Настолование патриархов происходило в древнем Печском монастыре.

Тяжелые испытания постигли Сербскую Православную Церковь во время Второй мировой войны. В 1941г., сразу после оккупации Югославии, немцы арестовали Сербского патриарха Гавриила. Пройдя через тюрьмы Сараево и Белграда, Предстоятель Сербской Церкви вместе с епископом Жичским Николаем был оправлен в концлагерь Дахау. Православная Церковь переживала великие гонения на всей территории оккупированной Югославии. Особенно тяжелым было положение Сербской Церкви в новообразованном Независимом Хорватском Государстве (НДХ). Так в Сремской епархии было разрушено 44 храма и монастыря, в Горнокарловацкой 157 церквей, в Славонской 55 храмов было разрушено до основания, разорено три манастыря и 25 приходских домов. В одном только Босанском районе Далматинской епархии было разрушено и сожжено 18 церквей, многие храмы были осквернены, и совершение богослужения в них стало невозможным.

Такое же положение было и в других епархиях на территории НДХ. Сотни православных священников были убиты, отправлены в концентрационные лагеря и изгнаны с родных мест вместе со своей многотысячной паствой. Часто православных христиан насильственно обращали в католичество. Сотни монастырей, церквей и часовен были разрушены и разграблены. Судьбу своей Церкви разделили и многие архипастыри. За время II Мировой войны Сербская Церковь потеряла девять архиереев. От рук хорватских усташей погибли митрополит Дабробоснийский Петр (Зимонич), епископ Банялукский Платон (Йованович), епископ Горнокарловацкий Савва (Трлаич), немецкими властями был расстрелян епископ Чешско-Моравский Горазд (Павлик). Митрополит Загребский Досифей претерпел пытки и издевательства в тюрьме Загреба, и после того, как был перевезен в Сербию, скончался от полученных ран. Такая же судьба постигла епископа Захумско-Герцеговинского Николая. Многие епископы были изгнаны или интернированы оккупационными властями и не имели возможности окормлять свою паству. На своих кафедрах остались только девять архиереев. В отсутствие патриарха Гавриила руководство Сербской Церковью осуществлял митрополит Скопльский Иосиф.

После окончания Второй мировой войны к власти в Югославии пришли коммунисты под руководством Иосифа Броз Тито, и страдания Сербской Церкви не прекратились. Власти разрешили возвращение Сербского патриарха Гавриила на родину только в ноябре 1946 г. Прибыв 14 ноября в Белград, Патриарх сразу же столкнулся с многочисленными проблемами в организации нормальной жизни Церкви. Епископы и священники подвергались арестам и заключениям на продолжительные сроки, многие попадали в тюрьму без всякого суда и следствия. Большое количество священников было убито. В окрестностях Аранджеловца был убит митрополит Черногорско-Приморский Иоанникий. Епископ Бачский Ириней (Чирич) 17 месяцев содержался под домашним арестом. Уже после снятия ареста владыка был сильно избит и после тяжелой болезни скончался. Митрополит Скопльский Иосиф 18 месяцев находился в заточении в монастырях Жича и Любостиня, после чего он тяжело заболел. Митрополит Черногорско-Приморский Арсений (Брадваревич) и викарный епископ Хвостанский Варнава (Настич) прошли через многолетнее заключение.

Государство грубо вмешивалось в жизнь Церкви: были изъяты все метрические книги, введен гражданский брак, прекращено преподавание закона Божия в школах, финансовые средства на содержание священников находящихся на покое перешли в собственность министерства труда. Священнослужители были лишены всякой социальной защиты. Законом об аграрной реформе у Церкви было отнято 70.000 гектаров обрабатываемых земель и лесных угодий, национализировано 1180 церковных зданий. Отнято большое количество епископских резиденций. Но еще страшней было разрушение монастырей и храмов. кое-где местные власти препятствовали клирикам осуществлять свое служение. В южной Сербии епископам было запрещено возвращаться на свои кафедры, а священникам на приходы, в связи с чем в этих районах долго не могла наладиться нормальная церковная жизнь.

На состоявшемся в 1948 г. Архиерейском Соборе было принято решение о переводе Чешско-Моравская епархия СПЦ под юрисдикцию Русской Православной Церкви.

С возобновление нормальной работы духовных учебных заведений дело тоже обстояло непросто. Государственные власти долго не давали разрешение на начало работы богословских школ под предлогом отсутствия необходимых условий. После войны с большими трудностями продолжал свою работу Богословский факультет в составе Белградского университета. Работа Призренской семинарии возобновилась только в 1947 году, а Белградской семинарии Св. Саввы в 1949 г. Не лучше обстояло дело с издательской деятельностью. С 1949 г. перестал выпускаться Большой Церковный календарь. «Вестник Сербской Православной Патриархии» во время войны и в первые послевоенное время выходил нерегулярно, а с 1 марта 1946 г. выпускался раз в месяц. C 1946 начал издаваться маленький карманный календарь. С 1949 г. издавалась газета для приходского духовенства «Вестник».

Патриарх Гавриил скончался 6 мая 1950 года. 2 июля того же года состоялась интронизация нового предстоятеля СПЦ Патриарха Викентия (Проданова),который принадлежал в числу наиболее одаренных иерархов СПЦ. Несмотря на давление со стороны властей ему удалось избежать признания самопровозглашенной «Македонской Православной Церкви». Большой заслугой патриарха Викентия является то, что священнослужители и лица, работающие в Церкви, получили право на социальную защиту и медицинское обслуживание. Патриарху Викентию пренадлежат заслуги в восстановлении братских связей с Поместными Православными Церквями, ослабнувших за время Второй Мировой войны. При Патриархе Викентии была основана газета «Православный миссионер», которая со временем стала самым многотиражной периодическим изданием СПЦ. C 1957 года снова стал выходить журнал Богословского факультета « Богословие». В 1958 году был основан журнал «Православная мысль», посвященный богословской литературе и различным вопросам церковной жизни. 5 июля 1958 године патриарх Викентий внезапно скончался после очередного заседания Священного Архиерейского Синода. Спустя два месяца после его смерти, 13 сентября 1958 г., новым предстоятелем Сербской Церкви бып выбран епископ Жичский Герман (Джорич), занимавший трон Сербских патриархов более тридцати лет.

В правление патриарха Германа осуществлялась реставрация и строительство храмов. Было построено новое здание Богословского факультета. Одной из главных заслуг патриарха Германа явилось открытие в 1964 году Семинарии во имя Св. Арсения в Сремских Карловцах. В монастыре Крка (Далмация) была открыта двухгодичная и пятигодичная семинарии. Возобновилась работа монастырской школы в Овчаре, а в 1967 году такая же школа открылась в монастыре Острог. В начале 1986 года начал свою работу Богословский факультет Сербской Православной Церкви в Либертвилле (США). При Богословском факультете в Белграде открылся Богословский институт с двухгодичным курсом обучения. Развивалась издательская деятельность СПЦ . C 1965 г. снова стал выходить большой Церковный календарь, а с 1967 года новостной бюллетень Сербской патриархии «Православлье». Стало печататься детское издание «Светосавско Звонце»(«Святосавский колокольчик»). В 1968 года стал выходить богословский сборник «Теолошки погледи» (« Богословские взгляды»). Периодически на английском языке выходило обозрение «Српска Православна Црква у прошлости и садашньости» (« СПЦ в прошлом и настоящем»). За время патриарха Германа было основано несколько новых епархий. В то же время в СПЦ произошло два раскола: в 1963 году Американский, который был в последствии преодолен, и в 1967 году Македонский, продолжающийся до сих пор.

В 1990 году Патриарх Герман, в связи с болезнью, был отправлен на покой. 1 декабря 1990 года новым предстоятелем Сербской Церкви был выбран епископ Рашко-Призренский Павел . Одним из первых дел нового предстоятеля СПЦ по вступлении на патриарший престол было начало работы по преодолению церковного раскола в Америке и Канаде. В результате в 1992 было восстановлено долгожданное каноническое единство.

Распад Югославии сопровождался кровопролитными и разрушительными военными столкновениями на территории Хорватии и Боснии и Герцеговины. Сербский народ был изгнан из многих районов на территории этих бывших республик СФРЮ вместе со своими епископами и священниками. В огне войны оказалось десять епархий Сербской Церкви. Как и во время Второй мировой войны разрушению подверглось большое количество православных храмов. Некоторые архиереи вынуждены были покинуть места своего служения. При этом храмы, монастыри, церковные здания и православные кладбища, разрушались как в ходе ожесточенных боевых действий, так и после изгнания сербского населения в целях уничтожения памятников сербской культуры. К этому прибавились страдания Сербской Православной Церкви в Косово и Метохии, особенно после начала агрессии НАТО и размещения на этих территориях международных сил КФОР. По официальным данным уже с июня 1999 года по настоящий день здесь уничтожено, повреждено и осквернено около 110 храмов и монастырей.

Одновременно с этим во многих епархиях СПЦ происходит возрождение и оживление церковной жизни, было построено значительное число новых храмов и других церковных объектов. За время управления Сербской Церковью патриархом Павлом совершено большое количество епископских хиротоний. Основано несколько новых епархий. Возобновил свою работу ряд духовных учебных заведений. Не смотря на трудности происходит постепенное восстановление церковной жизни в разоренных войной епархиях. Знаменательным событием является продолжающееся строительство в Белграде самого большого в Европе православного храма – собора Святого Саввы.

В настоящее время в СПЦ насчитывается более 3500 приходов, 204 монастыря, около1900 священников, 230 монахов и 1000 монахинь. Подготовка будущих священнослужителей и законоучителей осуществляется в шести семинариях: в Белграде, Сремских Карловцах, Нише (Призренская семинария перемещенная в 1999 году в г.Ниш), Цетинье, в монастыре Крка и Крагуевце. Действуют два богословских факультета - в Белграде и Либертвилле, а также Богословский институт при Богословском факультете в Белграде и Духовная академия в Србинье. В семинариях обучается более 1000 учащихся, а на богословских факультетах и академии более 1000 студентов. Помимо этих учебных заведений в 1993 г. Сербской Церковью была основана в Белграде Академия искусств и реставрации с несколькими отделениями – иконописи, фресковой живописи и реставрации.

 

 


Отзывы о стране Республика Сербия


Пока отзывов к этому разделу нет. Будем благодарны Вам, если Вы его напишете.



Новости

20.02.2016 Акция "Праздничный курс"! Специальное предложения для клиентов!

Фиксируем курс на уровне 1 у.е. = 80 руб. в период 20.02.2016-08.03.2016!

19.02.2016 Акция "ПРАЗДНИК ДЛЯ ВСЕХ"! Скидки любимым клиентам с 20.02 по 08.03.2016

Поздравляем с наступающими праздниками наших клиентов и дарим подарки при оформлении в наших офисах с 20.02 по 08.03.2016